Привет!
Ну что ж, вот мы и встретились на нашем втором занятии. И сегодня нас ждёт основа основ – классический зентангл на плиточках. А так же мы разберёмся, для чего нам нужна сетка из танглов, и освоим новую порцию интересных узоров.

Своё занятие сегодня я хочу начать с небольшого совета. Мы уже выполнили первую домашку. И у нас уже есть некоторый опыт, который мы можем оценить. И оценить вот в каком плане: возможно, первые минуты рисования Вам было как-то некомфортно. По непонятным причинам процесс рисования мог начать вас раздражать. Возможно даже, что вам захотелось поскорее закончить этот эксперимент.  А тем, кто уже знаком с зентангл, возможно, урок показался скучным и слишком простым. Друзья! Не спешите с выводами. Мы только начинаем наше путешествие в мир зентангл. И такая реакция – это вполне нормально и естественно.  Дело в том, что сейчас мы совершаем для многих непривычные действия, и наш мозг посылает панические сигналы: «Может не надо?», «Вдруг будет неинтересно?», «А вдруг не получится?», «Давай как обычно»- внутренний голос кричит в истерическом припадке, сопротивляясь чему-то новому.  Но ведь Вы уже решили научиться, раз вы здесь!  И поэтому мозгу придется смириться с новыми для него условиями. Просто переживите это, а дальше получайте максимум удовольствия от процесса.

И еще у нас новый уговор – с этой минуты мы себя любим, а не критикуем за каждую неидеальную линию. Ведь в зентангл нет понятия «идеально». Есть только Вы и Ваш внутренний мир, который проецируется на бумагу. В зентангл рисунок просто не может не получиться.  Это абстракция, в которой нет привычных и понятных образов и форм.  А значит, её невозможно объективно оценить или сделать неправильно. В абстракции каждый видит что-то своё. И никто не обращает внимания на линии, которые неидеально, как по линейке, ровные. Единственное, за что в зентангл можно себя упрекнуть – за то, что на вашей плиточке так и не появилось ни одного штриха или точечки. То есть за безделье. Во всех остальных случаях, если Вы будете рисовать, то всё непременно получится.

Конечно, иногда бывает, что с первого раза что-то не получается. Внутренний критик бесится. К нему подключается перфекционист, который начинает подло нашептывать: «У тебя не получилось. Бросай! Это не твоё!». Не слушайтесь! Поскольку всё возможно только благодаря опыту. Всем известная истина: мастерами не рождаются — ими становятся. Если не получается, пробуйте снова и снова. Создавайте серии карточек с теми узорами (танглами), что даются сложнее всего. Через работу над самым сложным и происходит личностный рост и развитие.
Кстати, рисуя тот или иной узор, вовсе не обязательно жестко и четко следовать инструкции. Главное — чтобы процесс рисования доставлял удовольствие. Ведь нам и нужно, чтобы сам процесс был важнее результата. А рисунок, как ни крути, обязательно получится!

Итак, мы плавно подобрались к самим танглам. На прошлом занятии мы нарисовали сетку из 30-ти различных, похожих и не очень похожих узоров. Это и есть наши первые танглы – то есть путаница из различных линий, образующих за счет повторения некий абстрактный узор.

Вообще говоря, узоры мы находим во всех культурах, во все времена. Очевидно, у человека есть внутренняя потребность украшать вещи причудливыми линиями различных узоров и орнаментов – от простого кувшина до прекрасных произведений декоративно-прикладного искусства.  Особенно красивые орнаменты можно найти в образцах эпохи модерна. А сколько дивных узоров окружает нас каждый день: узоры на тканях и посуде, кованые решетки ворот, следы на снегу, плетения и вязаные вещи, древесная кора, узоры на плитке и паркете, структура растений, окраска животных. Перечислять можно бесконечно. Попробуйте понаблюдать мир вокруг себя и найти в нём узоры.

Но это можно сделать чуть позже. Например, по пути домой или во время прогулки. А пока вернёмся к нашим танглам. Итак, у нас их уже набралось достаточно, чтобы начать творить что-то более сложное и интересное. И первое, что мы сегодня с вами сделаем – это будет вот такой зен-конструктор.

IMG_1570

По сути это просто карточки, на которых нарисованы наши танглы.
Делается всё просто:
— Мы вырезаем из достаточно плотной бумаги карточки размером примерно 3,5 на 7,5 см. Размер может варьироваться на ваше усмотрение. Кому как удобно.
— В верхней части каждой карточки, примерно по середине проделываем дырочку. Воспользуйтесь дыроколом или ножницами .
— Затем вырезаем наши уже нарисованные танглы 3 на 3 см и приклеиваем их к карточкам. Для этих целей я использовала двухсторонний скотч. Не люблю возиться с клеем.
— Теперь нам остаётся только соединить все карточки специальным кольцом , верёвочкой или лентой. Кольцо такое можно приобрести в магазине товаров для рукоделия. В отделе скрапбукинга вам наверняка предложат много вариантов по размеру и цветам. Ну и кольцо, конечно же, более удобно в том смысле, что работая с конструктором, мы периодически будет раскреплять карточки, а после собирать обратно.  Хотя и верёвочка и лента тоже вполне могут быть использованы.

Для чего же мы создаём наш зен-конструктор? Дело в том, что работая над рисунком в технике зенарт или зентангл, порой возникают ситуации некоего творческого ступора: мы знаем кучу вариантов танглов, но какой бы нарисовать вот тут или вот тут – вопрос. И чем больше узоров мы узнаем, тем чаще будет возникать этот вопрос. Как ни парадоксально это звучит, но факт.
Да и никто не исключает такой вариант, что некоторые узоры просто выпадут из памяти. Ведь в один момент вспомнить сразу всю тысячу танглов, чтобы выбрать из неё всего три или четыре  – задача не из простых, согласитесь. И вот тут как раз нам на помощь и может прийти наш конструктор: мы просто достаём его из ящика (или с полки, где там он будет у вас жить), раскрываем веером или раскидываем по столу расцепленные карточки и выбираем. Методом «тыка», с закрытыми глазами, по принципу «нравится — не нравится», под настроение или без настроения, или совершенно осознанно, совмещая между собой, подбирая и выбирая. И дальше продолжаем свободно творить, без лишнего напряжения (нам оно не нужно) и без сомнений.

Как вариант, могу предложить классику: завести отдельную тетрадку или альбом для тренировки руки. И в него собирать вашу коллекцию узоров. Как вам удобнее. Главное, чтобы все ваши наработки были при вас.
По себе могу сказать, что вариант с альбомом у меня прижился плохо. Таких альбомов у меня набралось целых три штуки. По 40 листов в каждом. Я долго и старательно заполняла их танглами, рисовала пошаговые схемы, чтобы ничего не забыть. Но использую их именно для того, чтобы вспомнить, как рисуется тот или иной узор. И это бывает довольно редко. Даже немного обидно, что столько стараний в основном пылятся на полке. А вот для комбинирования узоров между собой куда быстрее перелистывания страниц оказался простой зен-веер. Как колеровочная карта в строительных магазинах – по ней гораздо проще выбрать именно тот оттенок, который тебе больше по душе. Тут принцип тот же.

Ну а мы двигаемся дальше. И на очереди у нас классический зентангл. Теперь мы начнём работу непосредственно с рисунком, с нашей умиротворяющей художественной абстракцией. И рисунок этот расположится на карточке размером 8,9х8,9 см. Это самая что ни наесть классика, придуманная Риком и Марией.

IMG_1581

И начнём вы снова с небольшой подготовки. Помните, какие условия нужно постараться себе создать, чтобы получить от зентангл максимум позитива и положительного результата?  Повторим, для начала нужно найти свой уютный и удобный уголок, где весь мир на полчаса перестанет существовать, и где вас никто не будет беспокоить. Это, конечно, непростая задача. Но всё же вполне решаемая. Полчаса – это не так много, и мир без вас не погрязнет в пучине хаоса. Но этого времени может быть достаточно, чтобы вы могли отдохнуть и провести время с немалой пользой для себя! Теперь остаётся только расслабиться. Подумать о чем-то приятном. И настроиться на то, что в процессе рисования мы будем стараться сбросить весь накопленный негатив, если таковой имеется.

Что мы делаем дальше?
Классический зентангл рисуется на так называемых плитках. Это квадраты акварельной бумаги размером  3,5х3,5 дюйма или 89х89 мм. Мы немного округлим эти цифры до 9 см. Так будет удобнее, а разница в 1 мм совсем уж непринципиальная.

Мы раскладываем инструменты перед собой: плитки, карандаши и линеры. И приступаем к рисованию.
Первое, что мы сделаем на плиточке – это простым карандашом (тем, который твёрдый, с буквой Н-2Н) поставим  4 точки. Эти точки расположатся  по углам, на любом удобном и приятном  вам расстоянии от края. И затем эти точки мы соединим между собой так, чтобы в результате получился квадрат.

Стремиться к тому, чтобы линии были ровные, как проведённые по линейке, совершенно не нужно. Линии могут быть любыми: почти прямыми или совсем прямыми, слегка или сильно изогнутыми, небольшой волной или, напротив, сильно волнистые. Любые. Как вам больше нравится.

IMG_2944

После того, как мы нарисовали некую рамочку, произвольными линиями разбиваем поле внутри карточки на 4-8 сегментов. Такое количество сегментов – это наиболее оптимально. Большее количество частей делает рисунок очень дробным, и вам придётся сильно мельчить. Что не всегда идёт на пользу, хотя тоже вполне допустимо. Почему нет, если вам это будет по душе. Помните? Никаких строгих правил! Слушаем внутренний голос!
Линии, которыми мы разделяем пространство внутри плиточки, так же могут быть любыми: прямыми, кривыми, волнистыми. Даже петляющими. Только с петлями сильно не увлекайтесь – так и до нового тангла не далеко.

IMG_2945

Кстати, разбиение плитки на 2-3 сегмента тоже вполне возможно. И это моя любимая вариация, когда нет необходимости сильно мельчить. Но нужно быть очень-очень осторожными, аккуратным и сконцентрированным на моменте. И даже совсем не разделённая на части карточка тоже может быть. И эта карточка уже будет называться монотанглом. Но об этом на одном из следующих занятий.  А пока мы двигаемся дальше.

А дальше мы заполняем каждый из получившихся сегментов нашими танглами. Уже изученными или новыми, пошаговый видео-урок к которым вы можете посмотреть чуть ниже. Всё просто. Просто рисуйте танглы в границах каждого кусочка плиточки. Не думайте о том, что в итоге получится – это непредсказуемо. Просто рисуйте и наслаждайтесь процессом.

После того, как вы нарисовали, заполнили всю плиточку узорами, возможно, вам не очень понравится результат. В таком случае покрутите вашу плиточку в руках, повертите. Скорее всего ваше мнение быстро изменится. Ведь с разного ракурса ваш рисунок будет смотреться совершенно по-разному. Найдите тот ракурс, с которого вам больше всего нравится ваш рисунок. Аккуратно в нижнем правом уголке оставьте свою  подпись (а лучше инициалы). И на обратной стороне дату и что-то ещё, какой-то памятный комментарий (по желанию).

Итак, мы рассмотрели новые 15 танглов, вспомнили элементы из первого урока и заполнили первую плиточку. Всегда держите в голове: « не нужно очень долго думать над тем, какой именно узор выбрать». Мы никогда не узнаем наперёд, что получится в итоге.  Танглы очень ловко умеют перетекать один в другой, образуя что-то новое и стирая между собой границы. Поэтому никаких ожиданий и размышлений в духе «правильно-неправильно». В зентангл нет такого понятия. Так что забываем про оценки по такому принципу.

И ещё один важный момент: на плитки мы смотрим с расстояния вытянутой руки. Ведь у нас нету цели найти недочеты и ошибки. Их в зентангл не бывает. Мы просто наслаждаемся процессом и результатом. Без критики, без сравнений, без самоедства. То, что Вы здесь и решили изучить что-то новое, — это уже много! Мы не сидим на месте, мы развиваемся. И это очень здорово!
Научитесь хвалить себя за то, что нашли время порисовать, провести его в удовольствие и с пользой. Это важно и нужно. И очень несправедливо, что в наших умах заложено скептическое отношение к рисованию, как к важному занятию.

И помните —  мы в самом начале пути. Пробуйте и экспериментируйте. Не бойтесь сделать что-то не по инструкции. Самое нужное нам сейчас — это сосредоточенность на рисовании и желание творить. Вся суть — в процессе.
Поэтому Ваша вторая домашняя работа:
1. нарисовать минимум две-три плиточки с теми танглами, которые мы уже изучили и попробовали
2. буду рада посмотреть на ваши зен-конструктор или тетрадочку с танглами
И не забываем делиться своими успехами с нами вот альбоме «Домашки. Занятие 2». До новых встреч!

Урок_2-457