Привет!

Ну вот и наступила наша очередная встреча. И я очень рада, что после первых двух занятий Вы не сдались и не пошли на поводу у внутреннего критика-перфекциониста! Ведь первые занятия, как правило, решающие.

На прошлом занятии мы с вами поговорили о зен-конструкторе, разобрали новые танглы и создали свои первые плиточки. Как Ваши ощущения? Уверена, что вы довольны результатом. Ведь у вас получились замечательные рисунки! И каждый уникален, интересен и неповторим. И, надо сказать, это вдохновляет!

Сегодня занятие будет больше практическое, чем теоретическое: нас ждёт новая порция интересных узоров, а так же мы поговорим о контрасте и о том, какими несложными действиями мы можем привнести в наши рисунки ощущение глубины. Но обо всём по порядку.

Начнём, пожалуй, с контраста.
Наверняка, работая над первыми плиточками, вы заметили, что одни карточки получаются в целом серыми, как бы однотонными. Границы между разными узорами как будто стираются. И глазу трудно за что-то зацепиться, найти начало, откуда дальше путешествовать по рисунку. В то время, как другие плиточки выглядят более интересно и контрастно. Вот в этом слове «контрастно» как раз и заключается весь фокус.

У каждого тангла есть свой тональный контраст — то есть соотношение оттенков белого, серого и черного. В одних танглах черного больше. В других меньше, так как он состоит, например, из белых клеточек. А в третьих весь узор состоит из мелких тонких черточек, и в итоге весь тангл в целом воспринимается серым.

Когда на одной плиточке все строки заполнены узорами, близкими друг друг по тону (то есть по интенсивности или количеству белого/черного), возникает такой эффект, когда глазу трудно найти ту самую точку отсчета, от которой он будет дальше двигаться по рисунку. И в результате нам кажется, что рисунок «не получился, какой-то он серый, скучный» и т.д. Но на самом деле этот вопрос довольно просто решается. Как раз путём изменения тонального контраста в одном или в нескольких танглах. То есть нам нужно изменить соотношение черного, серого и белого. В зентангл, так же как и в рисунке, и в живописи, всё решает окружение.  А точнее, то, как соседство тех или иных танглов влияют друг на друга.

Рассмотрим это на примере тангла, именуемого «Рыцарский мост». Это та самая клетка с закрашенными в шахматном порядке ячейками. Так вот, на фотографии ниже нарисован этот тангл в четырёх вариантах окружения: первый самый тёмный (то есть количество черного в нём больше, чем белого и серого), второй и третий — самые светлые (то есть в них преобладает белый), и последняя карточка серая (то есть соотношение оттенков примерно равное, взаимно уравновешенное).

IMG_2947

Во всех четырёх случаях «рыцарский мост» воспринимается нами по-разному:  в одном случае тангл первым бросается в глаза, отвлекая от всех остальных; в другом он замечается не сразу, потому что есть ещё один «конкурент»; или же у глаза есть выбор, за что зацепиться сначала, а что оставить на потом (вот только это не всегда плюс).

Если вам кажется, что одна из ваших плиточек получилась серой и не контрастной, попробуйте изменить её по примеру с изменением баланса белого и черного. Ещё лучше сделать вторую карточку с примерно такими же строками и таким же расположением узоров в этих строках, но с измененным контрастом. Положив две плиточки рядом, вы сможете наглядно увидеть разницу.
Работая с разными узорами и дальше, вы заметите, что рисунок, в котором использованы светлые тона, получается более легким, воздушным и притягательным. Если же использованы в основном темные тона, произведение приобретает драматизм. Но со временем, опытным путём вы найдёте ту золотую середину, где соотношение светлого и темного будет для вас гармонично.

IMG_2943

Ну а мы двигаемся дальше. И на очереди у нас глубина.
Некоторые узоры сами создают глубину, особенно если их детали накладываются друг на друга. И это повторяется до тех пор, пока не будет заполнена вся область, которую охватывает строка. Создаётся впечатление, что узор уходит вглубь рисунка. И сегодня мы рассмотрим несколько таких танглов.

Но кроме рисования таких вот узоров, в которых само собой возникает пространство и глубина, мы можем прибегнуть к ещё одному нехитрому способу, чтобы достичь этого эффекта.
В зентангл существует некое условное разделение танглов по каким-то общим чертам. Например, есть танглы, которые заполняют всю область строки. Такие танглы мы рисовали с вами на первом занятии. Так же есть танглы геометрические, растительные, рассеянные, одиночные и ленточные. Вот как раз последние нам сейчас и понадобятся.

Ленточные узоры, или просто ленты, хорошо подходят для рисования каймы или рамки. А так же их можно рисовать поверх линии строки. Что нам и нужно, если мы хотим создать простым, но эффектным способом, ощущение глубины в рисунке. Давайте разбираться, что тут и как делается.

Прежде всего, как и обычно, мы выполним подготовительный ритуал: создадим себе подходящую обстановку, настроимся на позитив и пустим в голову светлые мысли. Разложим перед собой все материалы, которые будем использовать. Кстати, очень рекомендую не пренебрегать этим подготовительным ритуалом. Так у вас будет меньше шансов потерять концентрацию, например, из-за того, что линер лежит в другой комнате в сумке, и вам посреди процесса нужно за ним сходить. Очень удобно и приятно, когда всё нужное под рукой.

Так вот. Теперь мы достаём новую плиточку и приступаем. Снова мы поставим по углам точечки и соединим их. Затем спонтанными линиями мы разделим поле карточки строками. И дальше начинаются чудеса!

Выберете одну из линий (строку) и прям на ней обозначьте границы будущего узора. Проще говоря, превратите вашу линию в полоску. Какой ширины будет эта полоска — решать вам. Это дело вкуса, фантазии и опыта. Теперь мы заполняем полоску узором. От одного края до другого.
Следующим шагом мы выбираем следующую строку. Лучше, если эта строка будет проходить под предыдущей, которую вы уже превратили в красивый линейный узор. Так же как и в первом случае, превратите строку в полосу и заполните её узором. Таким же или совершенно другим. И такие превращения мы проделываем со всеми намеченными строками. Или со всеми строками, которые вам захотелось превратить в полосы.
В результате у нас получилось, что одна полоска с узором легла поверх другой. А третья расположилась под двумя предыдущими. И так далее. Вот так с помощью ленточных узоров и за счет наложения их друг на друга у нас возникла глубина.

Кстати, ленты могут быть как прямыми, так и изогнутыми. Их можно сделать интереснее, сузив один из краёв. Если вдруг вы чувствуете какую-то неуверенность, порисуйте сначала на отдельном листе разные линии. Пока не найдёте ту ленту, которую захотите заполнить узором. Затем этот вариант можно перенести и на плиточку.

А наш рисунок на этапе заполнения лент мы можем либо завершить, и в этом не будет никакого криминала, либо можем продолжить рисовать и закрыть все незаполненные поля, используя для этого заполняющие танглы из первого и второго урока.

Итак, сегодня мы познакомились с понятиями «тональный контраст» и «глубина», узнали несколько новых танглов и попробовали разобраться в одном из способов изменения узоров. И вашим третьим заданием будет:
1. нарисовать минимум две плиточки с глубиной
2. и две плиточки с одинаковым рисунком, но разным контрастом. Задание непростое. Но я уверена — всё получится!

Желаю вам волшебной недели, наполненной простыми чудесами!
И не забудьте пополнить свой зен-конструктор понравившимися узорами. Жду ваши фоточки в альбоме ваших третьих домашек. До скорого! Увидимся!

П.С. Видео с ленточными танглами прилагается.
А сетку под эти узоры я делала с ячейками 3 на 6см. Для зен-конструктора лучше сделать 3 на 5 см, чтобы запас под дырочку с кольцом был по больше.