Привет!

Снова мы вместе. И на сей раз мы с вами на экваторе: вот так вот быстро пролетела уже почти половина курса. Мне даже немного грустно.
Но мы не расстраиваемся! Впереди ещё много всего интересного! А после завершения курса мы тоже никуда не пропадём, не потеряемся, будем так же общаться и делиться своими достижениями. В группе, скажу по секрету,  будут проходить всяческие конкурсы и мероприятия!
Ну а вообще, ведь мир зентангл для нас уже открылся! И теперь перед нами огромные просторы для новых зен-открытий и всевозможных творческих свершений!))

Самое время взять в руки карандаш и линер! Мы двигаемся дальше. И сегодня мы поговорим о таких немаловажных для зентангл понятиях, как тень и блик, а так же разберёмся со светом и объемом, и поговорим о том, где и как в зентангл найти формы.

Не смотря на то, что зентанглы — это абстрактные произведения искусства, затенение играет в них очень важную роль. Оно привлекает внимание и помогает взгляду скользить по рисунку. Тень подчеркивает впадины, изгибы, края и углы; добавляет объем, вес и тональный контраст. Она позволяет сделать незнакомый мир зен-рисунка узнаваемым и привлекательным.

Создавая с помощью мягкого карандаша градации тени от темной до светлой, мы так же даём возможность плоскому изображению приобрести форму и объем. И вот как это делается: у каждого предмета есть самое светлое место — блик, и самое тёмное — тень. Расположение блика и тени зависит от того, с какой стороны на предмет падает тень. То же самое касается и наших танглов. Если свет падает сверху, он лучше всего освещает узор именно сверху, а тень усиливается у основания, постепенно светлея к своим границам. Если свет падает справа, значит справа будет и блик, а тень ляжет слева. И наоборот.

Поэтому когда вы будете наносить тень, определите, где по вашей задумке будет располагаться источник света. Если он в верхнем левом углу, тень должна падать на правую нижнюю часть узора. Если же источник света будет располагаться в левом нижнем углу, тень упадёт на правый верхний участок.

IMG_3560

Теперь разберемся, какие именно элементы затеняются, а какие нет. И чем отличается падающая тень от тени собственной.
Падающая тень — это тень, которую отбрасывает предмет. Проще говоря, это тень, которая располагается не на предмете, а рядом с ним. Она может быть изображена под всеми одиночными и рассеянными танглами (они будут в видео сегодня). Эти узоры состоят из отдельных элементов, например, пузырьков или треугольничков. Поэтому вряд ли у вас возникнут трудности с тем, чтобы определить, как нарисовать тень, которую они отбрасывают. Тут всё по схеме: свет слева — тень справа, свет справа — тень слева, свет сверху падает на сам рисунок — тень вокруг элемента.
Так же просто и хорошо затеняются растительные и рассеянные танглы. (Последние, к слову, очень хорошо ложатся поверх заполняющих узоров.) Просто обведите нужный вам объект по контуру карандашом или аккуратно затените нужное место, а затем растушуйте специальной бумажной растушевкой (это такой карандаш из прессованной бумаги, который можно купить в магазинах товаров для художников) или обычной ватной палочкой.
Что касается остальных видов танглов, как ,например, заполняющие танглы и ленты, проще всего создать тень не от отдельных элементов этих узоров, а сразу от всей области строки. Как показано на фотографии ниже. Это фотография плиточки, которую вы видели в предыдущем уроке.  Только теперь на ней появились тени. И за счет этих теней рисунок заиграл по-другому.

IMG_3574
Собственная теньэто тень самого предмета, за счет которой и создаётся объем. То есть это та тень, которую мы изображаем на самом предмете, а не рядом с ним. В зентангл она создаётся тоже не сложно — с помощью блика и тонирования места тени.
Блик, как мы уже выяснили, — это яркое пятно света, то самое место предмета или формы, на которое падает световой луч. Это самое светлое место, которое как правило не закрашивается, не затеняется и не штрихуется. Всё пространство вокруг блика (на нужной нам форме) мы покрываем лёгким тоном, усиливая его в самой тени и ближе к краю снова ослабляя, так как там  возникает отраженный свет, про который тоже не стоит забывать.
Проще всего добиться вот этого перехода тона между самым светлым (бликом) и самым темным (тенью) с помощью опять же растушевки. Определите расположение тени: как правило она располагается практически по границе формы, оставляя небольшую полоску. Затем заштрихуйте тень мягким карандашом (маркировка от В до 2В подойдёт) и растушевкой смягчите края тени, как бы размазывая грифель по бумаге. Скорее всего блик и самое светлое место на форме у вас получится само по себе.

А схема расположения собственной тени в принципе такая же, как и у падающей:  свет слева — тень справа, свет справа — тень слева, свет сверху — тень вокруг элемента. С той только разницей, что рисуем мы тень не за пределами формы, а внутри неё, ближе к краям.
Всё не так уж сложно, как может показаться на первый взгляд. На словах это всё звучит куда страшнее. А на деле всё проще простого, и вы легко с этим справитесь! Остаётся только разобраться, где ж взять эти формы или предметы. И тут у нас есть несколько вариантов: мы можем взять в качестве формы отдельные элементы узора (например, в тангле «Нипа» есть очень удобные кружочки); мы можем принять за форму одну из областей, ограниченных строками; или мы можем изначально эту форму себе задать. Например, рисуя строки, добавить круг, квадрат или что-то ещё.

Вот и весь секрет! Самое важное тут — это запомнить, где по вашей задумке располагается источник света, и как бы вы ни крутили в процессе вашу плиточку, не теряйте это направление света. Ориентируйтесь на уже затенённые места. Или просто поставьте себе меточку в углу (точку или стрелку), чтобы посмотрев на неё, вы сразу вспомнили: «Ага, а вот отсюда у меня идёт свет».
Вот теперь можно и посмотреть видео, которое я в этот раз не стала привязывать к самому тексту. В нём вы найдёте десятку новых танглов.

И четвёртое домашнее задание будет таким:
— нарисовать минимум три плиточки с использованием теней
— и попробовать добавить тени к тем танглам, которые мы уже изучили.
Удачи вам! И до скорого! Я верю и вижу это по вашим работам, всё получится! Даже не сомневайтесь!

П.С. Тем, кому рисование на плиточках уже начинает наскучивать, кому стало тесно и хочется размахнуться, предлагаю выйти за границы формата 9х9 см и взять любой другой, какой больше нравится. В комментариях к фотографии напишите, какой формат вы взяли.