Привет!
Ну вот мы и добрались до последнего нашего занятия. Впереди выпускная работа, про которую будет отдельный пост и дополнительный урок. А сегодня мы поговорим про цвет: как его добавлять в плиточки, какими материалами и как выбирать интересные и гармоничные цветовые сочетания. Ну и плюс ко всему мы сегодня уже все вместе расширяем границы рисунка и выходим за пределы плиточек 9х9 см.
Конечно, уместить в одно занятие весь объем информации о работе с цветом и оттенками — задача очень сложная. Простор этой темы настолько обширен, что достоин отдельного курса. А читая весь этот объем в одном занятии, вы просто устанете вникать, и в какой-то момент может случиться творческий ступор. Нам этого совсем не надо! Поэтому я напишу сегодня основу основ, самую сущность. Уверена, будет достаточно много полезной информации, чтобы сотворить красивую красочную зен-картину. Давайте обо всём по порядку!

Итак, цвет. Многие его боятся. Многим кажется, что они не умеют с ним работать, не знают, как сочетать, чтобы получилось красиво. И прочие-прочие комплексы. Но на самом деле, как говорится, не так страшен чёрт, как его малюют.
Давайте разбираться!

Самое главное, что мы должны уяснить, работая с цветом, это то, что цветэто инструмент, который художники используют прежде всего для самовыражения. Так как он помогает передать некое сообщение или чувство, создать настроение или атмосферу, выделить детали, которые рассказывают историю, скрытую в произведении. То есть выбор цвета и цветовых сочетаний — это только ваш личный выбор.
Другое дело, что многие считают, что не умея работать с цветом, они должны полагаться на готовые цветовые формулы. Подсматривать в готовые цветовые сочетания, бесспорно, один из самых удобных и быстрых вариантов. И более того, это полезно: смотря в готовые гармоничные сочетания, вы их неосознанно ( а если зададитесь целью, то и осознанно) запоминаете, и тем самым в голове образуется некая база цветовых образов. Но, пожалуй, самый надежный способ научиться работе с цветом — стараться его чувствовать и тем самым развивать чувство цвета. Добавим сюда немного точных знаний о цветовой гармонии, — и всё получится!

Чтобы разобраться в тонкостях выбора цвета обратимся к цветовому кругу. Думаю, многие знают про такое изобретение человечества. А если нет, то тем лучше — это будет для вас что-то новенькое, и скорее всего вам захочется попрактиковаться и поэкспериментировать.
Итак, цветовой круг — одно из самых знаменитых учений о цвете, появившееся на свет благодаря Иоханнесу Иттену. Оно гласит: для того, чтобы передать цвет какого-то предмета, художнику достаточно трёх красок — красной, желтой и синей. С помощью смешения этих трёх основных, чистых цветов можно получить все остальные оттенки.

1

Из этих базовых цветов и исходит Иттен. В его цветовом круге расположены 12 различных цветов — от теплых до холодных оттенков. Теплые цвета получают температуру от содержащегося в них желтого, а холодные являются таковыми, потому что в них есть синий цвет.
Простоты ради отбросим серединку рисунка Иттена и разделим «цветной пирог» на 12 кусочков. Получим цветовое колесо, на примере которого хорошо видны возможные варианты палитры.

Без имени-1

Работать с цветом можно по принципу сочетания одного, двух, трёх или четырёх цветов — цветовых аккордов, по Иттену. Например, если вы выбрали какой-то один цвет для создания монохромного изображения, можете пользоваться всей палитрой оттенков этого цвета, добавляя белый/черный цвет в различных количествах.

Без имени-2

Цвета, расположенные друг напротив друга на цветовом колесе, принято называть комплементарными, то есть дополняющими друг друга. Насыщенные дополнительные цвета с противоположных сторон круга, так же как и их оттенки, контрастируют друг с другом и создают броские сочетания. Комбинация таких цветов, как желтый с фиолетовым, розовый с салатно-зелёным или оранжевый с синим, оживит работу, сделает её яркой и насыщенной.

цк-1

Уместно и использование двух комплементарных пар, которые будут взаимно усиливать используемые сочетания.

цк-2

Другой пример создания палитры для работы — сочетание одного цвета колеса с двумя другими, смежными его комплементарному. На фото ниже эти сочетания показаны серыми «кусками пирога». Чтобы получить любое другое гармоничное сочетание трёх цветов, двигайте мысленно серые куски по или против часовой стрелки.

цк-3

Комбинацию из трёх цветов можно получить и по принципу триадэто сочетание трёх цветов, равноотстоящих друг от друга на круге. Такая комбинация даёт интересную, насыщенную палитру.

цк-4

Сочетание только смежных цветов (то есть цветов, расположенных рядом друг с другом на цветовом круге) даёт изображение со слабым контрастом. Это можно очень хорошо использовать для создания ощущения, например, загадки или нежности. И ещё большой плюс в том, что в таком случае можно использовать до пяти соседних цветов, и это не будет выглядеть слишком пёстро.

цк-5

А использование вместе с соседними одного комплементарного цвета поможет придать рисунку необходимые живость и контраст.

цк-6

А в зентангл у нас есть ещё и дополнительный бонус — мы рисуем линерами черного цвета. Это делает работу более яркой, насыщенной. Все детали подчеркнуты. Черный придаёт глубину, и работа производит более сильное впечатление. Белым же можно освежить отдельные части рисунка, выделить какие-то детали, нарисовав блики.

Для развития чувства цвета нужно не так уж и много, как оказалось. Постоянно прислушивайтесь к своим ощущениям, пользуйтесь правилами выбора цвета по Иттену, и вам не придётся волноваться о работе с цветом. Пользуйтесь цветовым кругом каждый раз, когда путаетесь, чувствуете вы какофонию или гармонию. Со временем и благодаря, конечно же, тренировке и более-менее частому рисованию вы научитесь безошибочно выбирать и комбинировать цвета.

Теперь нам надо разобраться, каким образом мы можем придать цветность нашему черно-белому зентанглу. И тут, собственно, нет никаких особых хитростей. Есть только разнообразие художественных материалов: цветные карандаши, фломастеры, цветные линеры и ручки, пастельные мелки, акварель, акрил, гуашь, тушь и т. д. Плюс никто не отменял использование цветной бумаги или бумаги, тонированной вручную всё теми же акварельными или акриловыми красками.

При работе с привычной белой бумагой, мы рисуем узоры линером, Без проработки теней простым карандашом. Вместо простого карандаша в игру вступают цветные. Ими мы раскрашиваем наши танглы,как раскраску. А цветами более тёмных оттенков прорабатываем тени. То же самое касается и работы с красками, фломастерами или цветными линерами.
Конечно, нельзя поставить табу на использовании простого карандаша в цветном зентангл. Это будет очень неправильно с моей стороны. Потому что многие именитые мастера зенарта используют затенение простым карандашом. Но, как показывает практика, это дело очень тонкое и специфическое, тут легко можно получить эффект грязной картинки, который будет отталкивать, а не привлекать. Используя же только цветной материал в цветном зентангл, итоговое изображение будет, на мой взгляд, смотреться более эффектно и интересно.

IMG_7780

Другой вариант цветного зентангл — это рисование черными линерами и/или белой гелевой ручкой по уже заранее затонированной бумаге. Тут принцип работы такой же, как и с белой бумагой: размечаем строки, заполняем их узорами, добавляем по желанию объемность и глубину с помощью затенения. Разница лишь в том, что опять же прорисовывать тени лучше цветными художественными материалами.

IMG_8177

Вот, собственно, и вся основа, тот фундамент, на который опирается вся работа художника с цветом. Потренируйтесь на бумажных палитрах, попачкайте бумагу, поищите опытным путём те цветовые сочетания, от которых у вас внутри будет «дзынькать». Поработайте с разными художественными материалами. Разные средства для нанесения цвета дают художнику разные возможности. Они могут быть прозрачными, воздушными, легкими (акварель, цветные карандаши) и непрозрачными, дающие однородный густой тон (несильно разведённые водой гуашь и акрил). Они могут обладать текстурой или нет, давать матовый оттенок или глянцевый, придавать объем или делать рисунок плоским.

Эти эксперименты помогут вам чувствовать себя более уверенно. А так как это только ваши опыты (так сказать, черновики), вам совершенно не нужно кому-то их показывать. Пусть это будет ваш маленький секрет личностного, творческого, только вашего роста.

И  предпоследним домашним заданием нашего курса «Мания рисования. Зентангл» будет на выбор:
1. серия (ансамбль) цветных плиточек, объединенных чем-то общим: цветовым решением; использованием одинакового набора танглов; или одинаковыми строками, но разными танглами внутри них; рисунком, переходящим с одной карточки на другую и т.п. В серии должно быть минимум 4 плиточки. Хотя вы, наверняка, уже вошли во вкус и можете нарисовать куда больше

2. или два цветных зен-рисунка в другом пространстве и формате листа бумаги: пяти- или шестиугольник, круг или несколько кругов, звезда, сердце, ракушка, цветок, бабочка, слон, перья. Всё, что захотите. Вариантов очень много! Все не перечесть. А выделять на перечисление отдельное занятия нет особого смысла.

Кстати, все зен-рисунки, которые выходят за пределы классических плиточек 9х9см, называются зенартом.

Желаю вам красочного и во всех смыслах яркого зен-рисования! И не забудьте про зен-конструктор — он ждёт пополнения коллекции! А фотографии ваших работ мы ждём как всегда в альбоме секретной группы. До скорого!

П.С. Текст занятия основан прежде всего на личном опыте, а так же частично составлен по мотивам книги Натали Ратковски «Разреши себе творить».