10 простых правил построения удачной композиции

«Не разумно нарушать правила до того, как вы научитесь их соблюдать»
Т.С. Элиот, интервью с Париж Ревю (Номер 21, 1959)

Привет!
Сегодня предлагаю вам поговорить о композиции. И раз вы сюда зашли, значит для вас эта тема актуальна и важна.
Так вот, на самом деле ни для кого не секрет, что существует ряд «правил композиции», которые мы можем использовать для усовершенствования наших изображений. Наиболее широко известные из них формулировались веками художниками, работающими в различных визуальных средах, от архитектуры до живописи и фотографии. И хотя всем нам известна поговорка «правила созданы для того, чтобы их нарушать», преимущества предварительного понимания того, что же именно вы собираетесь нарушать, очевидны.

1. Контраст
Более светлый предмет лучше изображать на тёмном фоне, а тёмный соответственно на светлом.
Не стоит изображать людей на пёстром фоне, такой фон отвлекает внимание зрителя от модели. То же самое в принципе касается и предметов. Но тут важно следующее правило

2.Равновесие
Объекты, расположенные в разных частях рисунка, должны соответствовать друг другу по объему, размеру и тону. Например, если на картинке будет присутствовать много-много мелких объектов, хаотично разбросанных по листу, то взгляду зрителя будет не за что «зацепиться». А значит, и изображение в целом рискует стать неинтересным.

3.Размещение
Важные элементы сюжета не должны быть хаотично размещены. Лучше, чтобы они образовывали между собой простые геометрические фигуры.

4.Золотое сечение
Золотое сечение было известно ещё в древнем Египте, его свойства изучали Евклид и Леонардо да Винчи. Самое простое описание золотого сечения: лучшая точка для расположения главного объекта — примерно 1/3 от горизонтальной или вертикальной границы кадра. Расположение важных объектов в этих зрительных точках выглядит естественно и притягивает внимание зрителя.

5.«Правило третей»
Это правило, вероятно, является наиболее популярной техникой из известной художникам визуальных искусств. Проще говоря, идея состоит в том, что значимые композиционные элементы должны быть размещены вдоль воображаемых линий, которые разделяют изображение на трети, по горизонтали и по вертикали. Элементы, представляющие особый интерес, могут быть размещены на пересечении этих линий для создания более выразительной и динамичной композиции

6.Диагонали
Один из самых эффективных композиционных премов — это диагональная композиция.
Суть её очень проста: основные объекты мы располагаем по диагонали рисунка. Например, от верхнего левого угла листа к правому нижнему.
Этот приём хорош тем, что такая композиция непрерывно ведет взгляд зрителя через всё изображение и создаёт ощущение движения.

7.Формат
Если по задумке преобладают вертикальные объекты — располагайте лист вертикально. Если изображаете пейзаж — выбирайте горизонталь.

8.Направление
Наш мозг привык читать слева направо, так же мы оцениваем и любые картинки. Поэтому смысловой центр лучше располагать в правой части рисунка. Таким образом взгляд и главный объект изображения как бы движутся навстречу друг другу. При построении композиции всегда учитывайте этот момент.

9.Цветовое пятно
Если в одной части присутствует пятно цвета, то в другой должно быть что-то, что привлечет внимание зрителя. Это может быть другим цветовым пятном или, например, действием.

10. Движение
Изображая движущийся объект (автомобиль, велосипедиста или что-то ещё), всегда оставляйте свободное пространство впереди объекта. Проще говоря, располагайте объект так, как будто он только “вошёл” в кадр, а не “выходит” из него.

Применение данных правил

Когда вы знаете, как направить внимание зрителя на отдельные элементы изображения, напрашивается вопрос о том, что же именно нужно попытаться выделить. Как понять, к каким элементам сцены данные правила должны быть применены?

Подумайте о точках фокуса в изображении. Пытаетесь ли вы привлечь внимание зрителя к определенной черте пейзажа? Глазу модели? Продукту? Композиционные элементы не должны ограничиваться такими явными вещами, как тычинки цветка. Подумайте об использовании изменений цвета и текстуры или негативном и позитивном пространстве применительно к данным правилам.